print close

СЪЕЗДЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМЫ

Материалы XII Росийского онкологического конгресса «Гемабластозы»

Подготовил канд. мед. наук А.Д. Ширин
«Клиническая онкогематология», январь 2009

С 18 по 20 ноября 2008 г. в Москве прошел XII Российский онкологический конгресс. Гематологическая секция проводилась 20 ноября и состояла из двух основных частей. В первой части рассматривались вопросы терапии множественной миеломы. Вторая представляла собой рабочее совещание по лимфомам.

Ниже представлены краткие обзоры докладов.


СОВРЕМЕННОЕ ЛЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМЫ

Канд. мед. наук О.М. Вотякова

Во вступительной части доклада показана целесообразность использования в клинической практике как новой Международной классификация множественной миеломы (ММ) ISS, так и mSMART-классификации, предложенной исследователями клиники Мейо.

Представлены результаты исследований по использованию новых лекарственных средств – бортезомиба (велкейд), талидомида и леналидомида, которые свидетельствуют о возможности преодоления негативного влияния на результаты лечения неблагоприятных прогностических факторов.

Далее представлены данные, на основании которых новые лекарственные средства входят в клиническую практику на всех этапах лечения ММ. В заключение высказано предположение, что благодаря внедрению в широкую клиническую практику новых лекарственных агентов возможно реальное преодоление негативного влияния некоторых неблагоприятных прогностических факторов на эффективность лечения ММ.

СОВРЕМЕННОЕ ЛЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМЫ

Докт. мед. наук Л.П. Менделеева

В течение длительного времени велись споры о том, что же лучше и эффективнее при множественной миеломе (ММ): стандартная, традиционная терапия или интенсивные высокодозные методы.

В течение 10 последующих лет велись многочисленные исследования, которые подтвердили, что в большинстве случаев интенсивное лечение (высокодозная терапия) с последующей аутологичной трансплантацией способствует большей эффективности при ММ. На сегодняшний момент аутологичная трансплантация принята как стандарт терапии больных ММ относительно молодого возраста (до 60-65 лет). Именно возможность выполнения аутологичной трансплантации определяет дальнейшую тактику и выбор схем терапии. Докладчик подчеркнула, что больным, которым планируется трансплантация, на индукционном этапе мелфалан противопоказан, т.к. он подавляет кроветворение, и сбор аутологичных клеток крайне затруднен.

В последние годы в клиническую практику стали активно внедряться новые препараты другого механизма действия, такие как талидомид, бортезомиб и леналидомид. Все эти препараты используются в схемах как индукции, так и консолидации и поддерживающего лечения. Теперь высокодозная терапия с трансплантацией некоторыми авторами рассматривается как индукционный этап, а консолидация уже применяется после трансплантации. Индукционный этап на сегодняшний день – это талидомид в сочетании с дексаметазоном, доксорубицином и циклофосфаном; велкейд с дексаметазоном в составе схемы PAD или велкейд с талидомидом и дексаметазоном; леналидомид с различными дозами дексаметазона и затем все та же обязательная программа – сбор клеток, высокие дозы мелфалана и трансплантация.

Далее автор представила опыт работы отделения трансплантации костного мозга ГНЦ за последние 7 лет.

СИСТЕМНЫЕ ЭФФЕКТЫ Г-КСФ ПРИ МОБИЛИЗАЦИИ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК КРОВИ (СКК) У БОЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМОЙ (ММ)

Д-р О.С. Покровская

Терапия ауто-СКК является основным методом лечения пациентов ММ моложе 65 лет. Мобилизация СКК – очень важный этап, после которого становится ясно, возможно ли проведение трансплантации. Автор детально рассмотрела связь клеток CD34+ со стромальными элементами и механизм трансэндотелиальной миграции.

Среди факторов, негативно влияющих на эффективность мобилизации у пациентов с ММ, выделяют использование аклкилирующих препаратов, интерферонов. Среди схем мобилизации выделяют два основных подхода: на фоне стабильного кроветворения, когда вводится гранулоцитарный колониестимулирующий фактор в течение 5 дней, и способ мобилизации – кроме Г-КСФ вводится циклофосфан в дозе, также используют схемы VAD, CAD и другие.

До сих пор не определен идеальный режим мобилизации. «Идеальный» подразумевает под собой минимальное количество лейкаферезов при оптимальном количестве клеток CD34+ и минимальной токсичности. В последнее время в клинической практике появились новые препараты (бортезомиб, талидомид, леналидомид), большое внимание уделяется их влиянию на эффективность мобилизации гемопоэтических стволовых клеток.

Далее изложен опыт центра с 2001 г. по выполнению мобилизации стволовых клеток 58 пациентам с ММ.

ЛЕЧЕНИЕ РЕЦИДИВОВ И РЕЗИСТЕНТНЫХ ФОРМ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМЫ

Д-р В.В. Лунин

Докладчик рассмотрел вопросы современных подходов к лечению резистентных форм и рецидивов ММ, поскольку у большинства больных развиваются рецидивы либо прогрессирование заболевания. Часть пациентов погибает от осложнений лечения. Общая выживаемость (ОВ) в среднем составляет 3-5 лет. Выживаемость после рецидива не превышает 1-3 года. Автор подчеркнул, что подходы к лечению рецидивов меняются в зависимости от характера начального лечения и от сроков рецидива.

За последние годы проведено множество исследований с использованием новых препаратов, таких как талидомид, леналидомид, бортезомиб в монотерапии или в различных комбинациях, которые позволяют в 30-70% случаев достичь выраженной регрессии миеломы. При этом в ряде случаев удается получить полные ремиссии. При сопоставлении результатов этих исследований возникает впечатление об усилении противоопухолевого эффекта при комбинировании новых препаратов с дексаметазоном, алкилирующими цитостатиками, антрациклиновыми антибиотиками. Докладчик представил анализ побочных явлений, наблюдавшихся в этих исследованиях, и привел результаты других работ, например, сравнительную эффективность монотерапии велкейдом, а также его комбинации с циклофосфамидом и дексаметазоном.

Основная часть лекции была посвящена лечению больных ММ по программе, используемой в городской гематологической сети, – схема BDC. Докладчик сделал выводы о том, что по предварительным данным терапия с включением бортезомиба обладает высокой непосредственной эффективностью и хорошей переносимостью у больных с резистентным течением и рецидивами ММ и приемлема для применения в амбулаторных условиях.

ДЕТЕКЦИЯ РЕЗИДУАЛЬНОЙ БОЛЕЗНИ ПРИ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМЕ

Член-корр. РАМН, проф. В.Г. Савченко

Представляет интерес понимание того, что происходит с болезнью, когда мы ее не видим обычными способами, т.е. при рентгеновском, микроскопическом исследованиях и др. При острых лейкозах совершен очевидный прогресс: ранняя летальность снизилась практически в 2 раза (с 21.4% до 10.8%), в 2 раза уменьшилась летальность в полной ремиссии (ПР) – с 23% до 11%. Однако основная причина неудач – рецидивы. Зафиксировать остающуюся болезнь можно разными способами, мы стали исследовать ее с помощью проточной цитофлюориметрии. При числе резидуальных клеток более 0.12% вероятность рецидива очень велика. Поэтому эти больные должны лечиться несколько иначе.

При ОПЛ, контролируя минимальную резидуальную болезнь (МРБ), обнаруживая 2 и более сигналов опухолевого клона, интенсифицируя химиотерапию, можно улучшить результаты. Мы изменили протокол лечения, доказав, что 2 года мало, необходимо 2.5 года для лечения ОПЛ.

При острых лимфобластных лейкозах (ОЛЛ) программа Хельцера была модифицирована. Стали дифференцированно выделять больных с филадельфийской хромосомой и зрелым фенотипом. Отдельные группы составили взрослые и подростки, которых лечат по-разному. Нами проделана важная работа, при которой оценивался ангиогенез в динамике лечения ММ. Оказалось, что обнаружен совершенно парадоксальный факт: у пациентов, у которых было мало сосудов, но достигнут минимальный ответ или ЧР, показатель выживаемости без прогрессии достаточно высокий. Сейчас мы пытаемся исследовать другие маркеры – гены, ингибирующие апоптоз, которые тоже могут иметь значение при мониторинге МРБ при ММ.